Нужно ли проводить инструктажи по охране труда с исполнителями по гражданско-правовым договорам?

На этот часто задаваемый вопрос дает ответ Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 мая 2019 г. N 15-2/ООГ-1157

Трудовое законодательство возлагает на работодателя обязанность проводить для работников инструктажи по охране труда. Одним из видов такого инструктажа является первичный инструктаж на рабочем месте.

По мнению Минтруда России, такой инструктаж необходимо проводить в том числе и с лицами, выполняющими работы по гражданско-правовому договору, если они участвуют в производственной деятельности организации. В обоснование своей позиции чиновники привели положения пунктов 2.1.2-2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, согласно которым первичный и вводный инструктажи на рабочем месте проходят не только работники организации, но и командированные в организацию работники, работники сторонних организаций, выполняющие работы на выделенном участке, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в организации производственную практику, и другие лица, участвующие в производственной деятельности организации.

Отметим, что ранее Минтруд придерживался иной точки зрения. Так, например, в письме от 30.09.2016 N 15-2/ООГ-3495 разъяснялось, что с лицами, работающими по договорам гражданско-правового характера, вводный инструктаж не проводится. При этом специалисты ссылались на ст. 11 ТК РФ, согласно которой трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, на таких лиц не распространяются. Разъяснения специалистов Роструда по данному вопросу также носят противоречивый характер.

Дать однозначное правовое толкование данной ситуации действительно затруднительно. С одной стороны, как следует из статей 212214225 ТК РФ, проведение инструктажей по охране труда осуществляется в отношении именно работника. Работником же, в силу ст. 20 ТК РФ, является физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Трудовые отношения возникают на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ). В связи с этим можно сделать вывод, что основанием для проведения инструктажей по охране труда на рабочем месте является именно заключение с работником трудового договора. Но в то же время представляется логичным, что информирование любых лиц, находящихся на территории предприятия, и тем более выполняющих какую-либо производственную деятельность, о существующих в организации правилах техники безопасности позволит избежать возможного причинения вреда не только таким лицам, но и работникам организации. Указания на необходимость проведения инструктажей по охране труда в том числе в отношении подрядчиков и их работников, осуществляющих деятельность на территории организации, можно встретить и в отдельных нормативных актах.

Так, например, согласно п. 7.2.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009, выполняя работы на территории организации, подрядчики подвергаются тем же рискам, что и работники организации. Поэтому перед началом работы необходимо проводить инструктаж сотрудников подрядных организаций, требовать от них соблюдение охраны труда на площадке организации. А в силу п. 4.10.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007 мероприятия для подрядчиков, работающих на площадке организации, должны, в частности, обеспечивать ознакомление с опасностями рабочих мест подрядчиков и/или их работников, а также их инструктаж на рабочих местах перед началом работы с целью обеспечения безопасности и охраны здоровья работников подрядчика в процессе выполнения работ на площадке организации.

Впрочем, данные указания носят рекомендательный, а не обязательный характер. Тем не менее, некоторые суды используют приведенные нормы для обоснования тезиса о том, что проведение инструктажей по охране труда характерно не только для трудовых отношений, но и для отношений, возникающих из договора подряда (см., например, определения Челябинского облсуда от 14.08.2017 N 11-10466/2017, Самарского облсуда от 06.09.2016 N 33-11708/2016).

С другой стороны, суд может расценить проведение инструктажа по охране труда как факт, свидетельствующий о наличии между сторонами именно трудовых, а не гражданско-правовых отношений (см. п. 15 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 3 (2018), определение Верховного Суда РФ от 02.09.2019 N 41-КГ19-10).